ВАЖНО! Переход на электронные медкнижки с 1 сентября по приказу Минздрава РФ № 90н — Передача медицинских документов в РЭМД ЕГИСЗ
База знаний N3.Health

Что такое ЕГИСЗ

Владимир Соловьёв
Генеральный директор «ЭлНетМеД»

26.05.2022
В данной статье комплексно разберем вопросы по теме ЕГИСЗ, что это такое, какие задачи решает, как частным клиникам взаимодействовать с системой, в какие подсистемы какие сведения предоставлять, в какой срок, и главное, есть ли штрафы и санкции для клиник за отказ от интеграции.

ЕГИСЗ: что это?

Аббревиатура расшифровывается как Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения. Ее главная цель – обеспечить связь ключевых игроков системы здравоохранения и их непрерывное взаимодействие.

ЕГИСЗ – это центральное звено, краеугольный камень Единого цифрового контура (ЕЦК) системы здравоохранения страны. Свое начало концепция развития ЕЦК взяла десять лет назад. В 2011 году стартовал процесс информатизации медучреждений государственной формы собственности, и он продолжает свое развитие и по сей день. Однако сегодня активные усилия со стороны государства прилагаются к включению в ЕЦК частных медицинских организаций.

ЕГИСЗ является центральной системой, которая собирает данные, поступающие из медицинских организаций, обрабатывает и хранит меддокументацию, формирует аналитическую информацию, позволяет оперативно принимать комплексные решения по управлению системой здравоохранения, а также обеспечивает для граждан возможность использовать услуги в электронной форме.

Существует 3 уровня системы:

1. Федеральный – ЕГИСЗ МЗ РФ.

2. Региональный – это государственные информационные системы субъектов РФ (РЕГИЗ, РС ЕГИСЗ).

3. Уровень медучреждения – это медицинские, лабораторные информационные системы, установленные в медицинских организациях всех форм собственности, используемые для автоматизации процессов оказания пациенту медпомощи.
Система ЕГИСЗ фрагментарна, она включает 85 региональных фрагментов, что соответствует количеству регионов РФ. Информационные системы регионов автоматизируют процессы здравоохранения на местном уровне, позволяя связать различные информационные системы и наладить процесс обмена данными с федеральными сервисами ЕГИСЗ МЗ РФ. Во многих регионах государство пошло по пути создания типовых облачных МИС, которыми пользуются в своей работе все медучреждения на локальном уровне. В первую очередь это касается организации работы медицинских учреждений государственных, но для частных клиник, особенно если они работают в системе ОМС, такой подход также дает возможность организовать работу через типовую МИС региона, которая, в том числе, обеспечивает интеграцию с ЕГИСЗ МЗ РФ.

ЕГИСЗ: законодательные акты

В 2011 году статья 91 323 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» регламентировала обязательство медучреждений по взаимодействию с ЕГИСЗ и передаче в нее данных. Можно сказать, что с этого периода началась активная стадия трансформации государственного здравоохранения, цифровизация отрасли.

В 2018 г. вступило в силу Постановление Правительства 555 «О ЕГИСЗ МЗ РФ» и Постановление 447 «О правилах взаимодействия информационных систем в системе ЕГИСЗ». С 1 января 2019 года для всех медучреждений, в т.ч. частных, появилось обязательство по работе с ЕГИСЗ. Однако, поскольку на тот момент не был до конца проработан вопрос об ответственности за отсутствие взаимодействия с системой, многие медицинские юристы, консультируя руководителей и собственников клиник, говорили, что эти требования являются «условно необязательными» и можно на данном этапе данные не передавать. Поэтому активного всплеска в работе с ЕГИСЗ со стороны частных клиник на тот момент не произошло.

В 2021 году введено в действие Постановление Правительства 852 «О лицензировании медицинской деятельности…». Данное Постановление вменило всем медорганизациям, в т.ч. частным, с 1 сентября 2021 года активно взаимодействовать с ЕГИСЗ. С настоящего момента отсутствие работы клиник с ЕГИСЗ считается нарушением действующих лицензионных требований. Все клиники должны взаимодействовать с ЕГИСЗ МЗ РФ: не только быть зарегистрированными в реестрах медицинских организаций и медработников, а также отправлять данные о медицинской деятельности в систему. Кроме того, медорганизации не могут вести свою деятельность без автоматизации – в клинике должна быть установлена МИС (медицинская информационная система), интегрированная с ЕГИСЗ МЗ РФ.
В 2021 году Росздравнадзор выпустил информационное письмо, в котором довел до сведения медорганизаций, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность, информацию о необходимости принять оперативные меры для обеспечения своевременного внесения требуемых сведений в ЕГИСЗ МЗ РФ.

Кроме того, в конце 2021 года вышло Распоряжение Правительства № 3980-р, в котором определена стратегия цифрового развития системы здравоохранения в ближайшие 2 года. В этом документе отражены, в том числе, вопросы цифровизации частной медицины, а также обязательства клиник по взаимодействию с ЕГИСЗ МЗ РФ.

В феврале 2022 года вышло Постановление 140, которое пришло на смену Постановлению 555 «О ЕГИСЗ». Согласно новому Постановлению количество подсистем ЕГИСЗ увеличилось с 13 до 16, к поставщикам информации в ЕГИСЗ добавились граждане, которые могут предоставлять свои медицинские данные, в т.ч. посредством ЕПГУ, а большинство документов – выписки, справки, свидетельства о рождении и смерти перешли в электронный вид.

Таким образом, нужно принять тот факт, что ЕГИСЗ МЗ РФ на сегодняшний день – это данность. Частным клиникам необходимо наладить оперативное взаимодействие с ЕГИСЗ. Сведения от клиник в электронном виде должны поступать в систему, иначе клиника ведет деятельность с нарушением лицензионных требований.

ЕГИСЗ: штрафы

В ходе лицензионного контроля Росздравнадзор контролирует наличие, своевременное добавление и обновление сведений в ЕГИСЗ, а также их достоверность. В последнее время участились проверки Росздравнадзора на предмет взаимодействия клиник с ЕГИСЗ. Граждане, не обнаружив свои медицинские данные после посещения клиники в личном кабинете Госуслуг, жалуются в проверяющие органы, далее ими проводятся соответствующие проверки. Как правило, обнаружив отсутствие, неполноту или недостоверность сведений, Росздравнадзор сначала выписывает клинике предостережение, дает две недели на устранение выявленных нарушений, если изменений не происходит – выписывается штраф и снова дается две недели на устранение. Если нарушения в этот срок снова не устранены, приостанавливается действие лицензии клиники.

Отсутствие сведений в ФРМО и ФРМР считается грубым нарушением лицензионных требований. Влечет за собой административный штраф от 100 до 200 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (статья 14.1.4 КоАП РФ). Отсутствие данных о случаях медицинского обслуживания грозит клинике штрафом до 40 тысяч рублей (статья 14.1.3 КоАП).

ЕГИСЗ: ключевые подсистемы

Большинства частных клиник должно взаимодействовать с пятью основными подсистемами ЕГИСЗ МЗ РФ:
  • Федеральный реестр медицинских организаций
  • Федеральный реестр медицинских работников
В эти реестры сведения напрямую передаются самой клиникой без участия посредников - сторонних организаций - инструкция по регистрации в ФРМО и ФРМР. Для работы с этими подсистемами клинике не требуется специальный защищенный канал связи.
  • Федеральная электронная регистратура (на сегодняшний день взаимодействие с данной подсистемой доступно только частным клиникам, работающим в системе ОМС. В ближайшее время для частного сектора должна быть реализована возможность записи к врачу на прием через портал или мобильное приложение Госуслуг).
  • Федеральная интегрированная электронная медицинская карта
  • Федеральный реестр электронных медицинских документов
В ФИЭМК поступают сведения об оказанной пациенту медицинской помощи в виде статистических данных. В РЭМД регистрируются подписанные ЭЦП медицинские документы. Данный реестр хранит электронные меддокументы до 25 лет и более и обеспечивает юридическую значимость документа в течение всего срока его хранения в системе. Поскольку данные подсистемы взаимодействуют с персональными данными пациентов, работа с ними возможна только через закрытые каналы связи, обеспечивающие их шифрование и защиту. Данный процесс достаточно сложный и затратный, поэтому мы рекомендуем клиникам работать с данными подсистемами ЕГИСЗ через оператора иной информационной системы.

ЕГИСЗ: документы и сведения

На текущий момент существует более 90 типов документов, которые должны быть отражены в ЕГИСЗ. Среди них:
  • Медицинское заключение по результатам предварительного (периодического) медицинского осмотра.
  • Протоколы инструментального, лабораторного исследования.
  • Протокол консультации в рамках диспансерного наблюдения.
  • Протокол телемедицинской консультации.
  • Эпикриз по законченному случаю и т.д.
Список документов периодически обновляется.
Отследить актуальный список регистрируемых электронных документов можно здесь.
В течение суток после приема пациента данные должны быть отражены в ЕГИСЗ.

ЕГИСЗ: нюансы, которые нужно учесть клиникам

Первое, что необходимо сделать клинике - изменить согласие на обработку персональных данных пациентов, дополнив его пунктом, извещающем пациентов о работе клиники с ЕГИСЗ и передаче сведений в ее подсистемы.

Далее клинике нужно оценить необходимый уровень защиты, требуемый для информационных систем, и провести соответствующие мероприятия. Ключевым показателем здесь будет количество обслуживаемых клиникой пациентов. В зависимости от количества обслуживаемых пациентов, клиника может либо сама провести аттестацию уровня безопасности информационной системы (до 100 000 пациентов), либо привлечь к данной процедуре специализированные лаборатории, получив более высокий, второй уровень защиты.

Кроме того, для взаимодействия с РЭМД, врачи клиники должны иметь электронные цифровые подписи. А также иметь учетные записи ЕСИА, чтобы проходить идентификацию в реестрах ФРМО и ФРМР.
С нами уже работают
С нами уже работают

Остались вопросы?

Позвоните нам или закажите консультацию



Санкт-Петербург, пер. Фуражный, д. 3, лит. К.

Полезные статьи