ВАЖНО! Переход на электронные медкнижки с 1 сентября по приказу Минздрава РФ № 90н — Передача медицинских документов в РЭМД ЕГИСЗ
База знаний N3.Health

Как оформить электронную медкнижку и какие требования для клиник

Владимир Соловьёв
Генеральный директор «ЭлНетМеД»

01.08.2023
Электронная личная медицинская книжка — это официальный документ, который выдается Роспотребнадзором в электронном виде и разрешает вести деятельность работникам отдельных профессий.

Согласно российскому законодательству отдельные категории работников должны проходить предварительные и периодические медосмотры. Проводить медицинские осмотры могут клиники любых форм собственности, имеющие соответствующую медицинскую лицензию. Ключевая задача проведения таких обследований состоит в выявлении у работника противопоказаний по здоровью к выполнению своей профессиональной деятельности.

В зависимости от ситуации итоги медосмотров заносятся в медицинские (санитарные) книжки или отражаются в определенных справках и других документах.

С 1 сентября 2023 года будут использоваться электронные медицинские книжки (приказ Минздрава РФ № 90н).


UPD: В соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ № 429н от 15 августа 2023 года в приказ № 90н внесены изменения, согласно которым до 1 сентября 2024 года допускается выдача и обращение личных медицинских книжек на бумажном носителе по прежней форме, действовавшей до 1 сентября 2023 года.

ВНИМАНИЕ! Поправки, внесенные в приказ №90н, не отменяют действие электронных личных медицинских книжек с 1 сентября 2023 года!

Нормативно-правовая база

  • Трудовой кодекс РФ (ст. 213, 220) и Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ — устанавливают обязанность работников проходить медосмотры.
  • Постановление Правительства РФ от 02.12.2021 г. № 2178 — раскрывает цели, задачи и полномочия федеральной информационной системы ФГИС СЭС и определяет оператором этой системы Роспотребнадзор.
  • Приказ Минздрава РФ от 29.06.2000 г. № 229 — содержит инструкцию по проведению гигиенической подготовки.
  • Приказ Минтруда РФ / Минздрава РФ от 31.12.2020 г. № 988н/1420н — утверждает список вредных/опасных факторов и работ на производстве, для выполнения которых требуется заключение по результатам предварительных/периодических медосмотров.
  • Приказ Минздрава РФ от 28.01.2021 г. № 29н (ранее приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 г. № 302н) — определяет порядок реализации медосмотров и устанавливает виды работ.
  • Приказ Минздрава РФ от 18.02.2022 г. № 90н (ранее Приказы Роспотребнадзора от 20.05.2005 г. № 402, от 02.06.2016 г. № 459) — устанавливает форму и порядок оформления электронной личной медицинской книжки.
  • Приказ Минздрава РФ от 20.05.2022 г. № 342н — определяет регламент проведения обязательного психиатрического освидетельствования.
  • Письмо Минздрава РФ от 07.08.2000 г. № 1100/2196-0-117 — включает в себя примерный список профессий, обязанных проходить предварительные/периодические медосмотры, гигиеническое обучение и аттестацию.

Какие цели проведения медосмотров

Предварительные и периодические медосмотры проводят в целях:

  • Предупреждения профзаболеваний и подтверждения того, что человек пригоден для выполнения своих трудовых функций. В данном случае обследуются сотрудники, работа которых связана с вредными/опасными условиями труда (итог медосмотра — медицинское заключение, паспорт здоровья). Порядок проведения данных медосмотров регламентируется приказом Минздрава РФ от 28.01.2021 г. № 29н.
  • Охраны здоровья и обеспечения безопасности населения, подтверждения отсутствия инфекционных и других опасных заболеваний. Результаты таких медосмотров вносятся в медкнижки. Порядок проведения закреплен в приказе № 90н Минздрава РФ.

Кому нужна электронная медкнижка

Личная электронная медицинская книжка — это официальный документ, который выдается Роспотребнадзором. Полная форма медкнижки в электронном виде содержится в первом приложении приказа Минздрава № 90н.

Санкнижка дает право владельцу осуществлять профессиональную деятельность, сопряженную:

  • с пищевой промышленностью и общественным питанием (при контактировании с продуктами);

  • с обслуживанием систем водоснабжения и водопроводных сооружений;

  • с обучением и воспитанием детей;
  • с коммунальными и бытовыми услугами.

В электронную медкнижку заносятся:

  • итоги предварительных медосмотров (при поступлении на работу и периодических);

  • информация о прививках и вакцинации;

  • данные об инфекционных заболеваниях, имевших место в прошлом;
  • результаты гигиенической подготовки и аттестации.

Почему переход на электронные медицинские книжки обязателен

С 1 сентября 2023 года начинает действовать приказ Минздрава РФ от 18.02.2022 г. № 90н о введении электронных личных медицинских книжек. Нововведение позволит свести к минимуму возможность подделки документа и снизить затраты компаний на бумажные носители.

С целью обеспечения перехода на электронные медицинские книжки клиники обязаны передавать медицинские документы по итогам осмотров в РЭМД — подсистему ЕГИСЗ.

Вместе с тем выдача бумажных санкнижек предусмотрена и после 1 сентября при подаче работником соответствующего заявления, однако оформляться бумажная версия будет так же, как и электронная — только на основании переданных в электронном виде медицинских документов по результатам медосмотров. Таким образом, оригиналом личной медицинской книжки будет считаться именно электронный документ.

Следует также отметить, что электронную медкнижку не придется делать заново при смене сотрудником места работы, поскольку все требующиеся сведения будут вноситься в имеющуюся у работника медкнижку.

Как сделать медкнижку в электронном виде

Оформление личных медкнижек в электронном виде будет проводиться через подсистему Роспотребнадзора ФГИС СЭС — ЭЛМК.

С 1 сентября 2023 года все медицинские данные, требующиеся для оформления медкнижки, должны передаваться клиниками в подсистему РЭМД ЕГИСЗ, откуда они будут автоматически поступать в подсистему ЭЛМК.

Электронная медицинская книжка — особенности оформления и требования для клиник
Чтобы клиники могли корректно передавать медицинские данные был разработан СЭМД (194) «Медицинское заключение по результатам предварительного (периодического) медицинского осмотра (обследования) (CDA) Редакция 2». С проектом полного руководства документа можно ознакомиться по ссылке. Разработчики медицинских информационных систем клиник должны обеспечить доработку своих МИС и обеспечить регистрацию данного СЭМД.
UPD: С 14 марта 2024 года медицинские организации, которые проводят предварительные и периодические медосмотры для оформления личных медкнижек, должны будут отправлять в РЭМД ЕГИСЗ новый электронный документ медицинского заключения по результатам осмотра — СЭМД (230) «Медицинское заключение по результатам медицинского осмотра работника для предоставления в подсистему ЭЛМК (CDA) Редакция 1». Документ был разработан на основании письма Роспотребнадзора от 23.10.2023 г. № 02/18 053−2023−23 и письма Минздрава Р Ф № 30−4/И/2−17 215 от 20.09.2023 г.

Разберемся, как сделать медкнижку в электронном виде и из каких этапов состоит оформление электронной медкнижки:

  • Направление на медосмотр

    Работодатель выдает сотруднику направление на медосмотр. Работник подает заявление на оформление медицинской книжки в электронном виде через личный кабинет на Госуслугах.

  • Проведение медосмотра

    Сотрудник может обратиться в любую клинику (государственную, ведомственную или частную), имеющую соответствующую лицензию. Клиника проводит медосмотр и отправляет документы по итогам обследования в РЭМД ЕГИСЗ.

  • Проведение профессиональной гигиенической подготовки и аттестации
    Далее работник должен пройти обязательную профессиональную подготовку в инфекционно-эпидемиологической области.
  • Оформление медкнижки
    Медзаключение по итогам осмотра и сведения о результатах лабораторных анализов и инструментальных обследований поступают из подсистемы РЭМД ЕГИСЗ в подсистему ЭЛМК Роспотребнадзора. На основе меддокументов и информации о пройденной гигиенической подготовке Роспотребнадзор сможет оформить электронную медицинскую книжку. Проверить статус заявления и узнать о готовности документа заявитель сможет в своем профиле на Госуслугах.

Что входит в медосмотр

Для получения медкнижки обязательно прохождение врачей следующих специальностей:
  • терапевт

  • оториноларинголог

  • дерматовенеролог

  • стоматолог

Для работников некоторых видов деятельности (например, педагогической) предусмотрено психиатрическое освидетельствование, которое оформляется отдельной от медицинской книжки справкой. Полный перечень видов деятельности представлен в приказе Минздрава РФ № 342н.

В список необходимых лабораторных и диагностических исследований для получения медкнижки входят: флюорография, анализы на гонорею, сифилис; носительство возбудителей кишечных инфекций, брюшной тиф, гельминтозы, стафилококк.

Медзаключение по итогам медосмотра составляет врач-профпатолог.

Как проверить наличие медицинской книжки

Каждой электронной медкнижке будет присваиваться индивидуальный номер в ЭЛМК.

Убедиться в том, что у сотрудника есть медкнижка в электронном виде можно в едином реестре ЛМК Роспотребнадзора. Кроме того, в медкнижке будет двухмерный штрих-код с зашитой в него ссылкой на информацию по книжке.

Электронная медицинская книжка — особенности оформления и требования для клиник
Единый реестр медкнижек также поможет проверить по каждой санкнижке сроки прохождения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации.»

Добавляем ключ «реестр медкнижек.

Сервис N3.Health ИЭМК: в чем плюсы и как частной клинике перейти на электронные медкнижки

Подключение к сервису N3.Health ИЭМК позволяет частным медицинским организациям решить сразу несколько задач:

  • Настроить процесс передачи медицинских документов, необходимых для оформления электронных медкнижек, в РЭМД ЕГИСЗ, как того требует Приказ №90н Министерства здравоохранения.

  • Соблюдать законодательство в части передачи всех данных об оказанной медпомощи в подсистемы ЕГИСЗ ИЭМК и РЭМД, как того требуют Постановления Правительства № 140 от 09.02.2022 г. и № 852 от 01.06.2021 г.

  • Снизить затраты на архивное хранение электронных документов.

  • Обеспечить защищенное архивное хранение 24/7 на платформе N3.Health по 152-ФЗ в течение 25 лет в соответствии с требованием законодательства РФ.

  • Повысить лояльность пациентов за счет предоставления дополнительного цифрового сервиса: благодаря передаче данных в РЭМД ЕГИСЗ пациент сможет иметь доступ к истории своей болезни в личном кабинете на Госуслугах.
Чтобы подключить сервис N3.Health ИЭМК частная клиника должна работать в медицинской информационной системе и быть зарегистрирована в ФРМО и ФРМР. Подключиться к сервису N3.Health ИЭМК можно прямым способом или через представителей МИС, используемой в клинике.

Вы всегда можете получить персональную консультацию наших специалистов по телефону +7 812 670 45 63, мы подробно расскажем, как клинике проводить медицинские осмотры по новым правилам и как технически реализовать процесс работы с электронными медицинскими книжками.

Партнеры N3.Health, предоставляющие Web-APM, по внесению данных в ЭЛМК и передаче их в РЭМД ЕГИСЗ
МИС-партнеры N3.Health, готовые к передаче данных в РЭМД ЕГИСЗ для ЭЛМК

Часто задаваемые вопросы (FAQ)


Остались вопросы?

Позвоните нам или закажите консультацию



Санкт-Петербург, пер. Фуражный, д. 3, лит. К.

Полезные статьи