ВАЖНО! Переход на электронные медкнижки с 1 сентября по приказу Минздрава РФ № 90нПередача медицинских документов в РЭМД ЕГИСЗ
База знаний N3.Health

Требования к медицинским информационным системам

Владимир Соловьёв
Генеральный директор «ЭлНетМеД»

02.03.2023
1 января 2020 года вступил в силу Приказ МЗ РФ № 911н, который определил ключевые требования к информационным системам разного уровня: ГИС субъектов РФ (так называемые, региональные медицинские информсистемы), МИС медицинских учреждений, а также информационным системам фарморганизаций.

Развитие этих информационных систем в регионах РФ должно служить главной цели - создание работающих механизмов взаимодействия медицинских учреждений на всей территории страны на основе единой информационной системы (ЕГИСЗ МЗ РФ). В свою очередь, это должно обеспечить качественное развитие системы здравоохранения, глубокую цифровую трансформацию и, как результат, внедрение электронных услуг и сервисов в широкое использование гражданами в процессах получения медицинской помощи.

Приказ 911н не только фиксирует требования к МИС медицинской организации, но и дает им развернутое определение. Медицинские информационные системы медорганизаций служат для автоматизации процессов оказания пациентам медицинской помощи, ее учета, а также информационной поддержки медицинских специалистов в части предоставления им сведений о пациентах, оказываемой им помощи, а также сведений о деятельности медорганизации в целом посредством сбора, консолидации, анализа и хранения информации.

В свою очередь, государственные информационные системы (ГИС) субъектов РФ собирают, хранят, обрабатывают и представляют данные, необходимые для информационной поддержки управленческих процессов в сфере охраны здоровья граждан в определенном субъекте страны, в том числе информацию о медорганизациях, фарморганизациях и их деятельности в рамках конкретного регионального субъекта. Согласно представленного определения ГИС субъектов РФ должна содержать сведения по всем организациям (медицинским и фармацевтическим), работающим в регионе, то есть не только государственным или муниципальным учреждениям, но и в том числе по частным.

Требования Минздрава к медицинской информационной системе

Согласно Приказа 911н, МИС медицинской организации должна обеспечивать:

  • Ведение медицинской карты пациенты в электронном виде (ЭМК).
  • Возможность применения телемедицинских технологий при оказании медпомощи пациенту.
  • Возможность организации электронной регистратуры (мониторинг и управление потоками пациентов, формирование расписания приема специалистов, учет и планирование занятости коечного фонда и т.д.).
  • Возможность проведения диспансеризации, профилактических медосмотров (организация профилактики заболеваний с ведением учета граждан, прошедших профилактические мероприятия, и тех, кому требуется пройти данные мероприятия, а также автоматизация контроля за процессом).
  • Организацию вакцинации пациентов (организация иммунопрофилактики болезней инфекционного характера через ведение и учет данных по вакцинации, медосмотрам и поствакцинальным осложнениям).
  • Информационную поддержку принятия управленческих решений в рамках медучрежедения. В данном контексте требование к МИС – контролировать и анализировать включает возможность формировать автоматизированную отчетность учреждения, аналитическую справочную информацию, счетов за оказанную пациенту медпомощь, иметь интеграцию с ТФОМС, автоматизацию учета запасов и списания лекарственных препаратов и медизделий и формирование по ним отчетных форм.
  • Информационное взаимодействие с ГИС субъекта РФ и Единой информационной системой в сфере здравоохранения.

А также иные функции, специально предусмотренные региональными органами управления.


Требования к функциональным возможностям МИС, изложенные в Приказе, носят весьма обобщённый характер. И в первую очередь они направлены на информационное сопровождение бизнес-процессов медорганизаций без детального регламентирования реализации той или иной функции и глубины ее проработки в системе. Таким образом, можно говорить, что разработчики информационных систем для медицинских учреждений получают больше свободы в вопросах практической реализации функционала и возможностей МИС.


Далее подробнее рассмотрим требования к МИС в части ведения электронной медицинской карты пациентов.

ЭМК должна поддерживать ведение и хранение медицинской документации о лицах, которым оказывается медицинская помощь, проводятся медосмотры, медэкспертизы и медосвидетельствования. В электронных медицинских картах должны быть реализованы:
Требования к МИС
  • Протоколы осмотров, экспертиз, медицинских освидетельствований.
  • Назначения лабораторных и инструментальных исследований (формирование направлений) и готовые протоколы по результатам их проведения в электронной форме.
  • Интеграция с архивом медицинских изображений.
  • Выписка больничных листов (листков нетрудоспособности), в том числе в электронном виде.
  • Ведение программ реабилитации пациентов и абилитации.
  • Выдача и ведение медицинских заключений, выписных эпикризов, справок, рецептов в электронном виде.

Медицинские информационные системы: требования к ПО и технологиям

Особое место в Приказе 911н занимает раздел, посвященный технологическим особенностям медицинских информационных систем, а также вопросам защиты информации и защищенному информационному взаимодействию систем между собой и ЕГИСЗ.

Безопасность информации в МИС должна быть обеспечена за счет применения специальных организационных и технических мер защиты.

К программно-техническим средствам информсистем применяются следующие требования:
  • Расположение на территории РФ.
  • Действующая сертификация от ФСБ и ФСТЭК на применяемые средства защиты информации.
  • Возможность хранить меддокументацию в электронном виде (ЭМД и метаданные), обеспечивая их резервное копирование и восстановление.
  • Контроль доступа к документам, и протоколирование операций с ними, в том числе ведение журналов учета точного времени и фактов размещения, удаления и изменения информации в автоматическом режиме.
  • Круглосуточное бесперебойное функционирование (кроме случаев технического обслуживания и устранения неисправностей сроком до 4 часов в месяц).

Взаимодействие информационных систем с ЕГИСЗ

Кроме того, отдельное внимание хочется заострить на следующих пунктах, прописанных в Приказе 911н:
  • Взаимодействие информационных систем с ЕГИСЗ МЗ РФ в части приема и передачи сведений в систему в объеме и сроках, предусмотренных Постановлением Правительства о ЕГИСЗ №140.
  • Работа с электронными цифровыми подписями (ЭЦП): автоматическое формирование и включение ЭЦП в документы, проверка содержания в сообщениях ЭЦП организации и должностных лиц.
  • Поддержка форматов запросов и ответов информационных систем на основе справочников и классификаторов, содержащихся в федеральном реестре нормативно-справочной информации в сфере здравоохранения.
  • Ведение ЭМДО (электронного медицинского документооборота).
  • Информационное взаимодействие с ФРМО и ФРМР для обеспечения актуальной и достоверной информации в реестрах.
Напомним, что для реализации интеграции медицинской информационной системы клиники и ЕГИСЗ, доступны несколько вариантов: прямое подключение МИС к единой системе, взаимодействие через региональную систему, а также работа через оператора иной информационной системы. Самым простым и выгодным на сегодняшний день способом подключения МИС МО к ЕГИСЗ является взаимодействие с единой системой через ИИС, оператора передачи данных.

N3.Health является иной информационной системой, официально уполномоченной передавать данные в ЕГИСЗ. На текущий момент с платформой N3.Health интегрировано более 50 медицинских информационных систем, и их список постоянно расширяется.

Разработчики МИС доверяют нам обеспечение функционального взаимодействия с системой ЕГИСЗ, поскольку решение, предлагаемое N3.Health дает возможность унифицировать процессы подключения клиентов к ЕГИСЗ, снизить стоимость таких услуг, за счет того, что платформа отвечает за безопасность обмена данными с ЕГИСЗ и берет на себя все затраты на ее обеспечение. Кроме того, МИС МО могут передавать данные в ЕГИСЗ сразу после подключения и не отслеживать изменения законодательства по данному вопросу, т.к. этими вопросами занимаются эксперты N3.Health. Техническое решение по взаимодействию с ЕГИСЗ, предлагаемое платформой, отработано, задокументировано, имеет понятные интеграционные интерфейсы.

Какие требования к МИС предъявляют клиники?

Отвечая на данный вопрос, стоит учитывать, что информационной системой в клинике пользуются сразу несколько категорий сотрудников – собственники и руководители клиник, главные врачи и администраторы, медицинские работники – врачи и медицинские сестры, ИТ-специалисты. Очевидно, что для каждой группы пользователь важен свой набор функций.

Для управленцев и административных работников важен функционал, связанный с автоматизацией процессов бизнеса, ключевые требования к МИС - контролировать и анализировать, персонал равномерно загружать работой и отслеживать его эффективность, снимать и контролировать финансовые показатели, иметь точную аналитику по деятельности медицинского центра.

Для медицинских работников клиники важно в первую очередь удобство работы с системой. МИС должна минимизировать бумажную работу врача и предоставить большее количество времени на непосредственную работу с пациентом, а не на заполнение медицинской документации. Для администратора клиники важна скорость и удобство поиска необходимой информации по пациенту, его записям к врачу и т.д., а также минимизация возможных ошибок из-за человеческого фактора (невнимательность, забывчивость и т.д.) за счет автоматизации рутинных процессов.

Кроме того, медицинская информационная система должна быть легкой в освоении и в работе, своевременно обновляться разработчиками, а также иметь грамотную техническую поддержку. Техническая поддержка от разработчика МИС – обязательный нюанс, равно как и обучение работе с системой. Чтобы качественно использовать программное решение, нужно знать как правильно и в полной мере использовать его функционал и возможности применительно к тому или иному медицинскому бизнесу.

Гибкость и адаптивность системы также являются важными факторами. Выходят новые законы, клиенты расширяют свои запросы, технологии продолжают развиваться, растет сама клиника и в ней меняются бизнес-процессы. МИС должна в полной мере отвечать всем потребностям бизнеса и расти вместе с ним - своевременно обновляться, предоставлять новые функции и возможности, в том числе и индивидуальные доработки в соответствии с запросами клиники. Разработчики МИС должны быть заинтересованы в развитии своего продукта.

Ну и еще немаловажный момент – взаимодействие с другими ИТ-системами. МИС должна иметь актуальные интеграции для обмена данными с другими системами. Каждый медицинский центр выбирает свой набор необходимых интеграций. Однако, что должно быть точно реализовано в МИС – это интеграция с ЕГИСЗ, так как, во-первых, это является законодательным требованием, а во-вторых, дает клиникам дополнительные преимущества в виде отображения медицинской информации на портале Госуслуг, обратной выгрузки данных пациента (с его согласия) из единой системы, ведения электронного архива медицинских документов и т.д.

По вопросам подключения вашей медицинской информационной системы к ЕГИСЗ, можно обратиться к специалистам N3.Health по телефону +7(812)670-45-63, либо оставив заявку через форму внизу страницы.

Остались вопросы?

Позвоните нам или закажите консультацию



Санкт-Петербург, пер. Фуражный, д. 3, лит. К.

Полезные статьи