ВАЖНО! Переход на электронные медкнижки с 1 сентября по приказу Минздрава РФ № 90н — Передача медицинских документов в РЭМД ЕГИСЗ
База знаний N3.Health

Аккредитация медицинских работников

Владимир Соловьёв
Генеральный директор «ЭлНетМеД»

20.01.2023
С начала текущего года начало действовать обновленное Положение об аккредитации работников системы здравоохранения – мед или фармработников. Введенные этим документом правила аккредитации будут актуальны до конца 2028 года. В этой статье разберем, как подать заявление на аккредитацию медработников в соответствии с этими правилами, что изменилось в процедуре, на какие моменты стоит обратить внимание, и как сделать сам процесс более быстрым и понятным.

Аккредитация медицинских работников проводится специализированной комиссией не реже 1 раза в 5 лет с учетом квалификационных требований к врачам и фармработникам, а также профстандартов в случае их наличия.

Аккредитационные комиссии, в том числе центральная, формируются Минздравом РФ с привлечением к участию представителей профессиональных НКО. К работе центральной комиссии могут быть привлечены: штатные специалисты образовательных, научных, медицинских и фарморганизаций, а также главные внештатные специалисты. Оценка аккредитуемого лица на предмет соответствия существующим в отрасли требованиям проводится на основе аккредитационных центров.

Аккредитация определяет соответствие лица, получившего профильное образование (медицинское или фармацевтическое), действующим отраслевым стандартам, и является допуском к профдеятельности.

Виды аккредитации

Напомним, что сейчас существует 3 вида аккредитации:

  • Первичная аккредитация (проходят все выпускники медицинских и фармацевтических учебных заведений. Является обязательной для студентов, получивших среднее медобразование (можно коротко сказать, что это аккредитация средних медработников), а также научные степени бакалавра и магистра).
  • Первичная специализированная аккредитация (обязательна для выпускников, имеющих медобразование и закончивших ординатуру, а также для тех, кто освоил новую профессию, пройдя профессиональную переподготовку. Этот вид аккредитации необходимо проходить и врачам, получившим образование за рубежом).
  • Периодическая аккредитация медработников (проходят лица, окончившие обучение по программам непрерывного медицинского образования).
Виды аккредитации медработников
Из нововведений 2023 года - теперь периодическую аккредитацию могут проходить работники не только с медицинским образованием, но и с иным образованием, но при условии, что они имеют стаж работы 5 лет и более и обучались по дополнительным программам профессионального повышения квалификации. В случае если у таких специалистов рабочий опыт в медицине до 5 лет, им необходимо пройти сначала первичную специализированную аккредитацию.

Кроме того, с 2023 года возможна первичная и первичная специализированная аккредитация медицинских работников за границами РФ. Например, такая аккредитация может проводиться в образовательных организациях, как российских, так и работающих на основании международных договоров, в дипломатических представительствах РФ за границей.

Как получить допуск к прохождению аккредитации (первичной, первичной специализированной)

Подать документы теперь можно не только в бумажном виде, но также и в электронной форме. Специалисты предоставляют необходимую документацию через портал Госуслуг или через подсистему единой государственной информационной системы ФРМР (федеральный регистр медработников). Для этих целей в ФРМР специально создан кабинет медработника, аккредитация благодаря этому становится более быстрой процедурой, поскольку процесс приема и регистрация электронной документации имеет существенно более короткие сроки – вместо 14 - 3 рабочих дня.
Необходимые документы для допуска к прохождению аккредитации медработников

Как подать заявление на аккредитацию медработников

Заявление на аккредитацию медицинского работника должно содержать сведения:
  • Паспорт специалиста (ином документе, удостоверяющем личность).
  • Образовании и (или) квалификации (на основе соответствующих документов).
  • СНИЛС (при наличии).
  • Прохождении аккредитации (в случае наличия) или о сертификате специалиста (при наличии).
  • Трудовой деятельности (в случае наличия).
В случае подачи документов в бумажном виде, требуется предоставить дополнительно к документам, перечисленным выше, копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность.

Для лиц, получивших образование за границей (в иностранных учреждениях), помимо перечисленной выше документации необходимо предоставить решение о соответствии полученных образования и (или) квалификации действующим в РФ требованиям по квалификации. Все документы представляются с заверенным переводом на русский язык.

Как проходит аккредитация медработников

Когда документы получены комиссией, специалисту высылается электронное уведомление в личном кабинете ЕПГУ или в ФРМР, либо выдается в бумажном виде (в зависимости от выбранного способа подачи). Сроки приема и регистрации документов составляют не менее трех рабочих дней. В случае обнаружения ошибок в документе, аккредитуемому будет направлено сообщение либо также на ЕПГУ, ФРМР, либо нa e-mail, указанный при подаче документов в бумажном виде. На основании предоставленных документов принимается решение о допуске специалиста к аккредитации и о сроках ее проведения.

Далее допущенный специалист проходит процедуру аккредитации, которая включает несколько этапов: тестирование, оценка практических навыков в симулированных условиях, решение ситуационных задач (для специалистов с высшим медобразованием). Для работников, получивших образование за рубежом предусмотрен еще один этап – предварительный. Только после сдачи предварительного этапа аккредитации, специалист допускается к остальным озвученным выше этапам.

Аккредитация медработников 2023 проводится в очном формате, если не возникает случаев чрезвычайных ситуаций или распространения опасного заболевания, тогда принимается решение о проведении первого и третьего этапов в дистанционном формате.
Каждый этап оценивается как сданный или не сданный, информация заносится в протокол комиссии. Далее ответственный член комиссии, секретарь, направляет подписанный протокол в Минздрав РФ и вносит его в ФРМР.

У специалиста есть три попытки пройти процедуру аккредитацию. В случае, если все попытки завершились неудачно, специальная комиссия признает его непрошедшим аккредитацию и не дает ему разрешение вести меддеятельность.

Как получить допуск к прохождению периодической аккредитации

В этом случае документация на аккредитацию подается в ФАЦ (Федеральный аккредитационный центр) в электронном виде через ФРМР (федеральный регистр медработников). Если специалист не заведен в ФРМР, только в этом случае, допускается подача документов в бумажном виде посредством почтового отправления. С 2023 года отменена подача документов лично самим работником. Напоминаем, что с марта 2022 года в подсистеме ФРМР работает личный кабинет медработника, аккредитация специалистов благодаря этому нововведению стала возможна в более удобном формате - в электронном виде и в более короткие сроки. Если вы еще не завели личный кабинет, рекомендуем это незамедлительно сделать, воспользовавшись инструкцией.

Перечень документации, которые необходимо подать на аккредитацию медработников через ФРМР

Необходимые документы на аккредитацию медработников через ФРМР

В заявлении о допуске указываются сведения о

  • Паспорте (ином документе, удостоверяющем личность).
  • Сертификате специалиста, прохождении аккредитации специалиста (при наличии для тех, у кого немедицинское образование).
  • Документах об образовании и о квалификации (в том числе подтверждение присвоение квалификации по результатам дополнительного профобразования, профпереподготовки, повышения квалификации за отчетный период).
  • Трудовой деятельности.
В случае почтового отправлении в дополнение к обозначенным выше документам прикладывается копия паспорта или иного документа, подтверждающего личность. В этом случае заявление оформляется по образцу.

Уведомление о том, что документы приняты, направляется через ФРМР либо на e-mail, указанный в заявлении при почтовом отправлении. ФАЦ проверяет достоверность и полноту сведений об успешном прохождении программ повышения квалификации за отчетный период. Если предоставленная информация недостоверна или указана не в полном объеме, специалисту приходит уведомление об отказе в допуске к аккредитации, он должен предоставить актуальные данные повторно.

Как проходит периодическая аккредитация медработников

Аккредитация медработников состоит всего из одного этапа- оценка портфолио. В свою очередь портфолио включает:

  • Отчет о профдеятельности специалиста с конкретными результатами работы за отчетный период. Отчет согласуется руководителем организации, либо уполномоченным заместителем, где трудится аккредитуемый специалист и при наличии на него ставится печать (для отправки по почте).
  • Если аккредитуемый – руководитель мед или фарморганизации, подведомственной федеральному органу власти, отчет согласуется его учредителем, руководителем.
  • Если аккредитуемый – руководитель мед или фарморганизации, подведомственной органу власти субъекта РФ, частной организации, либо является ИП, отчет согласуется либо руководителем органа исполнительной власти субъекта в сфере охраны здоровья, либо в портфолио вкладывается несогласованный отчет по последнему месту трудоустройства без предоставления мотивированного отказа в его согласовании.
  • Если аккредитуемый – в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком, по усыновлению, отчет согласует руководитель организации, в которой числится сотрудник или получают мотивированный отказ в его согласовании за подписью руководителя этого учреждения.
  • Если аккредитуемый – временно неработающий, в портфолио включается несогласованный отчет о профдеятельности по последнему месту трудоустройства.
  • Данные о прохождении программ повышения квалификации (суммарно 144 часа и более), либо сведения о прохождении этих программ, об образовании, подтвержденные на портале непрерывного мед или фармобразования.
  • С 2023 года изменяется минимальное количество часов, которое должно быть представлено циклами повышения квалификации – 72 часа.
  • Мотивированный отказ в согласовании отчета о профдеятельности (случаи его предоставления описаны выше).
Лица, получившие квалификационную категорию по аккредитуемой специальности в текущем или предшествующем году перед подачей документов на периодическую аккредитацию, не должны включать в свое портфолио отчет о профдеятельности. Вместо отчета требуется приложить копию выписки из акта о присвоении квалификационной категории. При этом в качестве обязательного требования сохраняется необходимость предоставить данные об образовательной части – 144 часа, включая не менее 72 часов программы повышения квалификации.

Процедура аккредитации проводится центральной аккредитационный комиссией. В случае предоставления несогласованных отчетов о профдеятельности в портфолио – аккредитационной подкомиссией субъекта РФ.

Срок рассмотрения портфолио комиссией – не более 15 рабочих дней. Итог – решение о прохождении аккредитации в виде "сдано" или "не сдано". Если принято решение о не сдаче, работник получает ответ комиссии с обозначением причин, а также рекомендации по осуществлению мер, необходимых для повторного прохождения аккредитации.
Сведения о лицах, прошедших аккредитацию, вносятся Министерством здравоохранения в ЕГИСЗ.

Цифровая платформа N3.Health является официальным оператором передачи данных в ЕГИСЗ МЗ РФ. Напомним, что все медицинские учреждения, государственные и частные, должны передавать данные об итогах визита пациентов к врачу в ЕГИСЗ. Проверьте, взаимодействует ли ваша клиника с ЕГИСЗ, передаются ли данные о случаях обслуживания пациентов в подсистемы ИЭМК И РЭМД? Если вам нужна консультация по данному вопросу, обращайтесь к нашим специалистам!

Остались вопросы?

Позвоните нам или закажите консультацию



Санкт-Петербург, пер. Фуражный, д. 3, лит. К.

Полезные статьи