База знаний N3.Health

Цифровизация медицины: практика и тренды

В наши дни система здравоохранения сталкивается с ежедневными вызовами, требующими от нее проактивных решений. Можно сказать, что процесс оптимизации, качественной трансформации медицины стал центральным за последние десятилетия. Активно внедряются инновационные технологии в медицине, полным ходом идет цифровизация медицины в России, охватывая и государственный, и частный сектор. Все это положительно влияет на совершенствование лечебного процесса, качество обслуживания пациентов, а также управление системой в целом.

Цифровизация в медицине и здравоохранении: задачи и вызовы

В конце 2021 года Правительство Российской Федерации определило стратегию развития системы здравоохранения на ближайшие несколько лет, выделив основные направления в области цифровой трансформации. Во-первых, это создание в здравоохранении единого цифрового контура на основе ЕГИСЗ, а также разработка и внедрение на федеральном уровне медицинских платформенных решений.

Благодаря реализации данных стратегических инициатив будет решен ряд стоящих перед отраслью задач. Во-первых, обеспечится взаимодействие различных медицинских учреждений между собой и государственными системами. Далее - реализация дистанционного лицензионного контроля медицинской деятельности, внедрение системы электронных рецептов, внедрение системы контроля полноты выполнения клинических рекомендаций на всех этапах лечебного процесса. Кроме того, современные технологии в медицине позволят оптимизировать процессы управления системой здравоохранения в целом, учитывать первичные медицинские данные, активно использовать структурированные электронные медицинские документы, а также осуществить постепенный переход на электронный документооборот в отрасли.

Цифровизация медицины, по мнению экспертов, должна существенно минимизировать затраты на работу системы, значительно повысить качество оказываемых медицинских услуг, обеспечить более широкую доступность медицинской помощи, оптимизировать время, которое тратит пациент на получение услуг (к примеру, ускорение процесса через внедрение сервиса записи на прием к специалисту), а также сократить время работы самого врача (внедрение систем поддержки принятий решений, ведение электронной карты с ее быстрым заполнением через систему преобразования голоса в текст).

Процесс цифровизации системы здравоохранения в нашей стране стартовал еще в 2011 году, именно в это время было сформулировано понятие «Цифровой контур здравоохранения». Конечно, не все намеченные задачи до сих пор удалось превратить в жизнь. Однако, отрицать существенный прогресс в этом процессе также бессмысленно. Получившие повсеместное распространение электронные больничные листы, внедрение электронных справок, свидетельств о рождении и смерти. Мгновенная отправка и обмен оцифрованными рентгеновскими снимками, которые позволили ставить рентгенологу точный диагноз удаленно, что обеспечило возможность создания в период эпидемии коронавируса специализированных центров, диагностирующих пациентов с патологиями на всей территории РФ, развитие системы искусственного интеллекта, системы маршрутизации пациентов, создание порталов для врачей и пациентов, содержащие полные и достоверные сведения о здоровье, пройденных процедурах, анализах, диагнозах. Все это, безусловно, уже сегодня качественно меняет существующую систему.
Кроме того, не так давно Министерство экономического развития инициировало эксперимент по дистанционной торговле рецептурными лекарствами, опубликовав законопроект с соответствующими поправками к существующему законодательству. Так в рамках экспериментального правового режима можно будет дистанционно получать и отоваривать рецепты на такие препараты, как антибиотики, лекарства для лечения хронических заболеваний сердца, бронхиальной астмы, диабета, и другие.

Новые технологии в медицине: сегодня и завтра

Безусловно, цифровая трансформация здравоохранения получила значительное ускорение своего развития благодаря пандемии короновирусной инфекции в 2021 году. Однако, как мы видим, эта тенденция продолжается и в текущем году. К примеру, идет активное развитие телемедицины при работе с пациентами. В настоящее время люди активно пользуются онлайн-консультациями таких специалистов, как психологи, диетологи, нутрициологи. По данным Всероссийского союза страховщиков, за первые четыре месяца 2022 года медработники провели более 173 тысяч консультаций пациентов посредством телемедицины, что значительно превышает показатели прошлых лет. В дальнейшем телемедицинские консультации должны стать крайне востребованной услугой, полноправным инструментом для тех регионов и случаев, когда не существует лишней возможности или острой необходимости в личном общении пациента и врача. Однако, стоит отметить, что для ее дальнейшего развития необходимо существенное реформирование законодательной базы. Если говорить о прогнозах на завтрашний день, стоит отметить, что продолжится широкое распространение в практической деятельности технологий искусственного интеллекта, систем поддержки принятия решений и не только при диагностике поражений дыхательных систем, как это было в пандемию, но и в более масштабное использование данных технологий при диагностике иных болезней.

Кроме того, ожидается существенный рост запросов медицины на автоматизацию, особенно со стороны частной системы. Здесь появится большое число «прогрессивных» управленцев, которые осознают реальные выгоды от внедрения цифровых технологий в клинике: медицинские информационные системы – чрезвычайно важный инструмент для ведения мед деятельности и бизнеса в целом, взаимодействие клиники с ЕГИСЗ – норма для получения и сохранения лицензии, дополнительные «бонусы» для учреждения - доступ к единому цифровому профилю пациента с полной информацией о его здоровье из разных медучреждений, оперативный обмен данными с партнерами и иными системами, а также гарантия качества оказываемой помощи и имиджа клиники.

Кроме того, в качестве тренда хочется поговорить и о широком распространении систем, позволяющих консолидировать и оперативно передавать сведения с приборов дистанционного мониторинга артериального давления, уровня сахара и т.д., для своевременного дистанционного контроля и корректировки лечения хронических пациентов. Персональные гаджеты, позволяющие пациенту проводить оперативную диагностику здоровья получат дальнейшее повсеместное распространение.
Также, продолжится внедрение ВИМИС по разработанным дорожным картам. Существующие системы по онкологии, кардиологии, акушерству и неонатологии в ближайшее время дополнятся системой «Профпаталогия».

Возвращаясь к сегодняшнему дню, можно сказать, что в обиход пациентов уверенно вошли сервисы онлайн-записи на прием к врачам, личные кабинеты пациентов при лечении в частных клиниках, региональные порталы для государственной системы здравоохранения, голосовые медицинские помощники на горячих линиях. Получение медицинских услуг пациентами становится процессом удобным и современным.

Дальнейшая цифровизация медицины будет неразрывно связана с дальнейшим развитием облачных решений. В связи с этим можно смело прогнозировать существенный рост спроса на услуги ЦОД, а также дисковые массивы, размещаемые в ЦОД. Кроме того, в ближайшее время должен появится спрос на обработку архивов накопленных электронных данных – формирование обезличенных статистических массивов, подключение искусственного интеллекта и систем машинного обучения, это то, чем захотят воспользоваться в своей практической деятельности многие участники рынка уже в ближайшее время. Таким образом, появятся тренды на упрочнение позиций и укрупнение рынка IT-услуг в здравоохранении.

Внедрить прогрессивные технологии в работу своей клиники можно уже сегодня. Получите консультацию специалистов «ЭлНетМед», и узнайте, как наши цифровые сервисы помогут оптимизировать работу вашей клиники!

Остались вопросы?
Позвоните нам или закажите консультацию
Телефон: +7(812)670-45-63
E-mail: b2b@n3health.ru
Санкт-Петербург, пер. Фуражный, д. 3, лит. К.

Отправляя форму, Вы даете согласие на обработку персональных данных

Полезные статьи